СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"КЛУБ УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ

"ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

Официальный сайт. Вся информация о деятельности организации, опубликованная в других источниках, как то: группы "В контакте" и тому подобная, не является официальной.

 

СТАТЬИ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

СГОО "К.У.С.Т. "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ЧТО ТАКОЕ "КЛУБ УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

УСТАВНЫЕ ЦЕЛИ "КУСТ "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

О МЕТОДЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТАБАЧНО-АЛКОГОЛЬНОЙ-НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ АКАДЕМИКА ШИЧКО

НАШ АРХИВ

Плакаты "Трезвого Ставрополя"

ВИДЕОТЕКА "Трезвого Ставрополя"

 

 

Хочешь помочь делу утверждения и сохранения трезвости?

- Размести наш баннер! html-код ЗДЕСЬ

 


.:.


Великие даты


 

19 декабря 1919 года - великая дата в календаре трезвенника

19.12.2010 г.

Традиционное русское пьянство – ложь!


Миф о русском беспробудном пьянстве настолько широко и повсеместно распространён, что чуть ли не с рождения программирует российского человека, - планида у тебя такая, за спиной миллионы предков, которые травились алкоголем испокон веков. Ничего не поделаешь – пить будешь и ты. Против генов и традиций не пойдёшь… Зачастую это служит хорошим оправданием невоздержанности к употреблению алкоголя. Однако если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно увидеть, что сама история опровергает миф о вечно пьяной России.
988 год. «Руси есть веселие пити - не можем, без того быти...» Вроде как так великий князь киевский Владимир Красное Солнышко ответил на предложение ему принять магометанскую веру, возбраняющую употребление алкогольных изделий. Сейчас этими словами князя Владимира пьяницы оправдывают своё пьянство, а мусульмане, опираясь на них, утверждают, что Православие Русью было выбрано случайно, якобы из-за склонности к пьянству князя Владимира. Оба мнения не имеют под собой никакого основания. Князь обычно делил трапезу с дружиной, и этот ритуал скреплял дружбу князя с воинами – ему просто необходимо было быть уверенным в лояльности дружины. Однако строгий ритуал пиров не допускал «буйства во хмелю».  
    
    Население Древней Руси не выращивало виноград, хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво. Вино на Руси изначально служило лечебным целям и привезено было из Греции только в десятом веке. Одном из любимых напитков был квас – его не только пили, но и обливались им для здоровья, поддавали им жарку в бане. Такое, правда, было доступно немногим. Природные условия Руси не позволяют получать высокие урожаи, поэтому угроза голода всегда маячила за спиной. Приходилось думать в первую очередь о пропитании, а производство спиртного требовало большого количества ценного продовольственного  сырья.
11-13 века. Россияне любили вино, но хвалили трезвость как добродетель (Карамзин). На Руси пили очень мало. Лишь на некоторые праздники (далеко не все) варили мёд, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. По кругу пускали кубок или чарку, из которой каждый отпивал лишь несколько глотков. В будние дни вообще никаких спиртных напитков не употреблялось, пьянство считалось в народе позором, грехом (Костомаров). Порок пьянства вышучивался и осуждался.

    Христианская церковно-учительская литература Древней Руси не запрещала употребление вина, но при этом всячески обличала пьянство. «Бойся не вина, а упийства» — говорилось в древнерусском сборнике мудрых изречений под названием «Пчела». «Изборник» 1076 года гласил: «Мед в веселие дан бысть Богом, а не на пиянство сотворен бысть». «Когда вы упьетесь,— говорил в конце XII века белгородский епископ Григорий,— тогда вы блудите и скачете, кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, завидуете, пьете чуть свет, объедаетесь и упиваетесь, блюете и льстите, злопамятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете, возноситесь, срамословите и кощунствуете, вопите и ссоритесь, море вам по колено, смеетесь, крадете, бьете, деретесь и празднословите, о смерти не помните, спите много, обвиняете и порицаете, божитесь и укоряете, доносите...». В XIV веке митрополит Алексей Московский писал: «Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие - пьянство. Оно, во-первых, погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делается бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отделяет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве".

    Русской истории известно немало примеров, когда непомерное пьянство приводило к трагедиям.
1377 год. «Пьяные на Пьяне». Многие суздальцы были пьяны, и их войска были вырублены на реке Пьяне Арапшахом. После этого Арапшах взял Нижний Новгород и учинил резню. В память об этом осталась пословица «За Пьяной все пьяны».
1382. Осада Москвы Тохтамышем. В Москве, в отсутствие князя Дмитрия Донского, мятежная чернь направилась к боярским погребам. Сбили замки, вытащили оттуда бочки с мёдом, винами и основательно напились. Обобрали великую княгиню и митрополита Киприана. Ругали со стен татар, показывая неприличные жесты. Выпив весь запас спиртного, решили пустить в город татарское посольство. Но не удосужились выставить охрану, чтобы впустить только послов. За послами ворвалось и татарское войско. Резня – погибло почти всё население Москвы. Ещё одна трагедия из-за пьянки.
1410. Послание митрополита Фотия – возбранялось пить вино до обеда.
Иван Ш (1462-1505). Ограничил пьянство законом (запретил «гнусное» пьянство), наказывал за пьянство как за гражданское преступление. Простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год – на большие церковные праздники и в исключительных случаях – на семейные торжества. Разрешение давалось только добропорядочным жителям; по окончании льготного времени питьё опечатывалось до другого праздника. На людей привилегированного положения указ Ивана III не распространялся, им запрещалось употреблять спиртное лишь в особых случаях (например, посольским дьякам – при исполнении ими ответственных дипломатических поручений).
Ересь жидовствующих. Жидовствующий митрополит Зосима, как сказано в летописи, «не радел о Церкви и любил вино».

    Принято считать, что исконно русский напиток – водка. Однако Русь впервые познакомилась с ней во времена правления Василия I – сына Дмитрия Донского, когда просвещенная Европа уже более ста лет травилась ею. Встретив сопротивление православной церкви, изначально она не прижилась.
Василий III (1505-1533). Согласно Герберштейну, «в будни пить запрещалось. Одни иноземные воины, служа Государю за деньги, имели право быть невоздержными в употреблении хмельного; для чего слобода за Москвой-рекой, где они жили, именовалась Налейками, от слова «наливай». Великий князь Василий, опасаясь действий худого примера, не дозволял своим подданным жить вместе с ними».Однако в 1460 году крымские татары захватили Кафу – генуэзскую колонию в Таврии, и на Русь перестали завозить итальянские и испанские сухие вина. Меда на медовуху не хватало, а против браги и пива как языческих продуктов возражали церковники. Впрочем, и тогда пьянство не распространилось повсеместно, тем более многие правители боролись с этим злом. Кроме того, важную роль играла малодоступность алкоголя – в те времена по упомянутым причинам невозможно было наладить его широкое производство. Тем не менее, Иван IV (1533-1584) налагал пошлину на варение пива и мёда.
«Домострой» предписывал сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке – вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам.
1533. В Москве открыт первый «царёв кабак».
Строго ограничивал питиё спиртного Иван Грозный. Простому люду для травления были жёстко ограничены дни – Рождество, Дмитриевская неделя, Святая неделя. В иное время за это наказывали плетьми, батогами, даже тюрьмой.
1570. Опричники в Новгороде исправляют местные нравы. Объявлено, что пьянствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом и кидали в волховские проруби. Иван Грозный не терпел гнусного пьянства.
Фёдор (1584-1598). Существуют казённые питейные дома, где продают и вино хлебное, неизвестное в Европе до 14 века. Но и многие частные люди торгуют крепкими напитками.
Борис Годунов (1598-1605) ввёл государственную монополию на торговлю спиртным. Строго запретил вольную продажу вина, «объявив, что скорее помилует вора и разбойника, нежели корчемников». Таким образом, он сделал продажу водки статьёй дохода. Но «не мог истребить корчемства» (Карамзин). Политика Годунова привела к росту пьянства. «Россияне…  в тихих беседах дружества…  упрекали Бориса… размножением казённых домов питейных».
В 1652 году был созван специальный церковный собор о кабаках, который по предложению патриарха Никона ввёл ограничения в продаже водки. Однако уже через 7 лет эти ограничения были отменены царской грамотой. «Великого государя казне учинить прибыль и питухов с кружечного двора не отгонять», - говорилось в ней.    
При Петре Первом тоже действовали запретительные меры. Злоупотребляющие делились на три категории: «питух» из простого народа  был бит палкам, из чиновного наказывался наставлениями воевод, из гулящих - принудительными работами.
«Особо отличившимся» Пётр I выдавал 16-килограммовые медали «за пьянство».
1727. Указ Верховного тайного совета, отнимавший у Боруха Лейбы откупы в Смоленском уезде, полученные им в результате обмана и подкупа должностных лиц. Этот иудей добился разрешения собирать за государство таможенные и кабацкие сборы. Борух и другие связанные с ним иудеи были немедленно высланы за границу. Откуп же предписывалось отдать другим лицам, «кроме жидов». (В 1738 году вернувшийся в Россию Борух Лейба был сожжён за совращение христианина в иудаизм).
27 июля 1826 – введение откупной системы на продажу вина.
«За 300 мильонов Россия жидами на откуп взята, за 30 серебряных денег они же купили Христа. И сколько надменных Пилатов, и сколько продажных Иуд Отчизну свою распинают, Христа своего продают!» (А.К.Толстой).
И.С.Аксаков приводит следующие цифры по губерниям России: Витебская – 77% кабатчиков евреи, Черниговская – 78, Минская – 95, Виленская – 98, Гродненская – 98%.

     На Руси наблюдалось и коллективное воздержание от употребления алкоголя. В середине 19 века отказалась травиться Ковенская губерния (территория нынешней Белоруссии), Виленская, Гродненская и другие. В 1859 г. начинается крестьянское движение против евреев-откупщиков. В одной из губерний в конце позапрошлого века появился Союз чаепитников, спиртное там найти было невозможно. На пьяниц в зонах трезвости налагался штраф. Был случай, когда русская деревня сама обратилась с ходатайством о закрытии питейных заведений на своей территории.
В 1861-62 В.И.Даль (1801-72) издал «Пословицы русского народа». Вот что в русском народе говорится на тему пьянства:
    Вино вину творит. Вином жажды не запьёшь, разве больше наживёшь. Вино ремеслу не товарищ. Вино с разумом не ладит. В пьяном бес волен. Дали вина, так и стал без ума. Испей винца, позабудь отца! Кто винцо любит, тот сам себя губит. Кто часто станет пить, тот часто будет бит. Лучше знаться с дураком, чем с кабаком. Много вина пить – беде быть. Не жаль вина – жаль ума. Не жаль молодца ни бита, ни ранена, жаль молодца похмельного. Не за то отец сына бил, что пил, а за то, что опохмелялся. Пей воду, вода не смутит ума. Первая чарка – первая палка. Пойми пьяного речи, поймёшь и свиное хрюканье. Попей, попей – увидишь чертей. Пропойное рыло вконец разорило. Пьяное дело шатовато, а похмельное тошновато. Пьяное рыло – чёртово бороздило. Пьяному море по колени, а лужа по уши. Со хмелиной спознаться – с честью расстаться. Счастлив тот, кто вина не пьёт. Хмель не плачет, что пьяницу бьют. Хмель шумит – ум молчит.
16 июля 1863 винные откупы, введённые на Руси в XVI веке и наибольшее значение приобретшие в XVIII  — XIX веках, были упразднены. Доход казны от питейного налога во времена винных откупов составлял свыше 40 % суммы всех налогов госбюджета.
В 1874г. впервые в России в селе Дейкаловка (Полтавская губерния) официально учреждено общество трезвости, а в 1895г. введена монополия на продажу спиртных напитков. В конце 19 века духовенство начало организовывать церковно-приходские общества трезвости, к 1890 году их насчитывалось уже почти 900.  В них вступали тысячи людей, строились храмы, приюты, больницы, библиотеки. Только в одном Петербургском отделении Александро-Невского братства трезвости насчитывалось 70 тысяч человек.

    Так что в конце 19 века «пьяная Россия» по количеству выпитых вёдер водки скромно стояла на девятом месте за ведущими державами Европы и США.
• Франция - 4,76;
• Бельгия - 2,49;
• Англия - 2,05;
• Германия - 1,87;
• Италия - 1,87;
• Австро-Венгрия - 1,76;
• США - 1,43;
• Швеция - 0,71;
• Россия - 0,53.

    Самый объективный показатель алкоголизации населения: количество литров абсолютного алкоголя на душу населения в год.
По шкале Всемирной организации здравоохранения потребление 3 литров на душу в год считается низким, 4-5 – средним, с 6-7 литров начинается вырождение нации.
С начала 20 века начало расти пьянство в стране. В начале 20 века – 3 литра на человека – мы ещё малопьющая страна. К 1913 году – потребление выросло почти до 5 литров. И вновь сработал инстинкт самосохранения нации. Стало активно расти сопротивление пьянству. За дело взялись тысячи учителей, врачей, священнослужителей. Для крестьян издавались книги о вреде алкоголя с крупным шрифтом, выходили десятки журналов по трезвому образу жизни, работали общества трезвости. В 1914 году, с началом первой мировой войны, можно сказать, трезвость победила. Потребление снизилось до 0,2 литров в год.

     Известный русский врач И.Н.Введенский в 1916 году написал монографию, подводящую итоги «сухого закона» 1914 года «Опыт принудительной трезвости». Он отмечает положительные стороны трезвости: резкое падение самоубийств, преступности, уменьшение несчастных случаев и катастроф, повышение производительности труда и материального благосостояния, рост духовных интересов и культурных потребностей и смягчение нравов семейных и общественных.

      Вот отрывок из законопроекта крестьянских депутатов Государственной Думы 1916 года:
"Сказка о трезвости - то преддверие земного рая - стала на Руси правдой. Понизилась преступность, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток. Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение. Облегченный от тяжелой ноши - пьянства - сразу поднялся и вырос трудовой народ. Да будет стыдно всем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением"...

    1914-1925 – одиннадцать лет «Сухого закона». 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление за подписью В. И. Ленина - "О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не отноящихся к напиткам спиртосодержащих веществ": за самогоноварение, покупку и продажу самогона – не менее 5 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. Ленин: «Пролетариат… не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно… опьянения алкоголем» (1920), «в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперёд к коммунизму…»(1921).
1926. «Мы выпускаем водку, чтобы вытеснить вредный самогон, но и водка вредна, нужно вести борьбу самую решительную и непримиримую и против водки, и против самогона» (наркомздрав Н.А.Семашко). Смена власти сначала не сильно повлияла на отношение к продаже алкоголя. 19 декабря 1919 года был издан декрет о полном его запрете на вечные времена.

 

 ОДНАКО...

«…Историкам известно, что алкогольный старт был дан не после смерти В.И.Ленина, а еще при его жизни. Парадоксально, но факт. 19 декабря 1919 года было принято специальное постановление СНК РСФСР, подписанное В.И.Лениным, - о воспрещении на территории РСФСР всякой продажи спирта и крепких спиртных изделий, крепость которых превышала полтора процента. Это постановление увидело свет в газете “Известия” за 1 января 1920 года. А 3 января за подписью секретаря Ленина Бричкиной в “Известиях” же появилось дополнение к постановлению от 19 декабря 1919 года, в котором разрешалось производство виноградных вин крепостью до 12 градусов. В августе 1921 г. была разрешена продажа виноградного вина крепостью до 14 процентов спирта, 3 февраля 1922 г. была разрешена продажа пива. 30 января 1923 г. допущено декретом производство и продажа наливок крепостью не свыше 20 процентов…» (А.Маюров. О бойце // Эйфория, 1999, № 3, с. 6).

 

 Источник: http://www.adic.org.ua/mnat/phoenix/phen0125/06.htm

 

Однако в 1924 году действие декрета приостановили, а с 1925 года стали продавать алкоголь, что незамедлительно сказалось на увеличении потребления. В том году он составил 1 литр на душу населения. За 11 лет люди отвыкли травиться, выросло непьющее поколение, но зараза такая – стали привыкать! К 40-м годам показатель составлял 2 литра на человека в год. В годы Великой Отечественной войны народу было не до  алкогольных отравлений. Заводы разрушены, дисциплина жесточайшая, денег на это дело нет. По мнению экспертов, в те годы употребление упало в 5-6 раз. Однако с другой стороны, алкоголь широко использовался на фронте для облегчения нечеловеческих мук и страданий, для выполнения боевых задач которые требовали неимоверных жертв и лишений, когда приходилось под шквальным огнём идти в атаку на пулемёты. Алкоголь как наркотик использовался тогда и при операциях. К сожалению, всё это и заложило основы последующей массовой алкоголизации: сначала были «фронтовые 100 г», «наркомовские 100 г»,  затем радостные «за победу» и т.д. Множество сюжетов употребления спиртного сохранилось в произведениях искусства посвящённых Великой отечественной войне. Вот такое страшное наследие оставила после себя последняя мировая война: алкоголь и табак оказались своеобразными бомбами замедленного действия рванувшими многие годы спустя. Вот такой страшной ценой была достигнута Победа, и эту сторону, эту цену только теперь мы начинаем осознавать.

      Как видно из приведённой летописи, практически на всём протяжении истории  Руси  против потребления алкоголя велась борьба, принимались те или иные ограничительные меры в результате которых убийственное действие спирта удавалось хоть как-то сдерживать.    Но в послевоенный период с приходом ко власти либерально настроенного Хрущёва  кривая алкоголизации  резко пошла вверх. Увеличение производства, а следовательно и увеличение доступности алкоголя повлекло за собой и рост его потребления. В 1952 году – 2 литра на человека в год. По некоторым данным, это всё же в разы меньше, чем пили в те годы англичане, американцы и французы. Мы шли тогда по потреблению на 50-60-м месте. Сдвиги начались в конце 50-х лет, когда государство начало планировать так называемый «пьяный бюджет» - выделять на условия для потребления всё больше денег.

   Итого: в 1965 году у нас 5 литров на душу. Из малопьющих стран мы переместились в среднепьющие. Подлый, коварный и пока ещё малозаметный в то время  враг - угнездившаяся с войны алкогольная идея, -  получила благоприятную почву, что повлекло за собой взрывной рост алкоголизации. В те далёкие уже 60-е годы на улицах наших городов часто валялись пьяные, начался заметный рост всех прочих бед и несчастий связанных с потреблением этанола. Ситуация стала настолько явной, что власти СССР вынуждены были принять меры: в 1972 г. выходит постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Однако принятые без должного идеологического обеспечения, они не могли сколь-нибудь заметно приостановить процесса. Дело свелось главным образом к наказанию пьяных.
    В 80-е годы – количество литров абсолютного алкоголя на душу населения в год достигло уже 11 литров! Это 55 бутылок водки на человека, включая младенцев. То есть на семью из четырёх человек – папа, мама, двое детей – 220 бутылок. Понятно, что дети не пьют. На кондитерские изделия и компрессы уходит не так много. Значит, безостановочно травятся взрослые…
Россия почти в три раза превысила уровень производства алкоголя в двадцати самых пьяных странах мира.

    Если посмотреть на все вышеприведённые данные и цифры, становится ясно: нашей воспетой в фильмах и книгах извечной российской пьянке всего-то 30-40 лет. Наша страна никогда не занимала ведущее место по потреблению спиртных напитков. Зачем и кому тогда нужно поддержание этой лжи? Почему так быстро и бодро пошло спаивание населения в последние годы – годы молодости наших родителей, годы нашего рождения, взросления и уже рождения наших детей, за которых реально страшно…   Почему сейчас всё спущено на таких тормозах, что в 2005 году  потребление спирта в России в среднем достигло 14 литров в год на человека. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в РФ насчитывается сейчас 37-42 млн. алкоголиков. Резко выросло количество пьяных преступлений, почти миллион наших соотечественников сидит в тюрьме. Идёт прогрессирующее вырождение народа. Есть данные, что в 1982 году 16,5% детей в СССР имели отклонения от развития средней и тяжёлой тяжести – это каждый шестой ребёнок. В 1998 году – отклонения от нормы имеют уже 37% детей – это наше пьяное настоящее от пьяных родителей. Смертность в стране в 1988 по 1994 год выросла с 6 до 20 человек на тысячу, рождаемость снизилась с 20 до 6. И теперь  воочию на любом графике можно увидеть так называемый «Русский крест» - две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся.  Только специально и подло закрывая глаза на это явление, можно не признать, что этот Русский крест – алкогольный крест, который наш народ просто вынуждают нести. По своей воле он бы его не нёс. Но алкоголь отупляет сознание, подчиняет себе волю, вот и тащим на себе Богом прОклятое ярмо алкоголизма, которое на нас накинули.

     Тут не хочешь, а задумаешься о том, что нынешнее правительство живёт с задней мыслью «пьяным народом легче управлять», его легко уничтожить и сделать безвольным рабом его же собственными руками, его запросто можно превратить в безликую массу, из которой легко выжимаются последние соки. «А после нас – хоть потоп». Пьянство, начиная с хрущёвских времён, стало чуть ли не главным орудием против возрождения русской нации. Пьяный человек будет биться за бутылку, которую ему тут же услужливо подсовывают как соску младенцу, и никогда не будет биться за свои права.
     В ход идёт всё – средства массовой коммуникации круглые сутки заняты внушением российскому народу, что пьянка – предмет нашей национальной гордости, наша отличительная черта. Вся система агитпропа работает на поддержание этого мифа, на внушение алкогольных убеждений с пелёнок. И мы сами с удовольствием рассказываем об этом пороке, преувеличиваем его, поддерживаем своё реноме безбашенных вечно пьяных русских за рубежом, сами вредим себе, обществу и международной репутации страны.
Материальные проблемы простого народа, его духовное обнищание, резкое увеличение производства спиртного сделали уже свое черное дело. Пьянство въелось в нашу обыденную жизнь – и вытравить его можно только самым серьёзными комплексными мерами, с участием государства и общественности. Но государству, похоже, оно только на руку…
    А ведь ещё на нашей памяти времена когда порядочные женщины стеснялись курить на улице и в общественных местах, да и вообще курящая женщина была редкостью. Времена, когда спиртное приобреталось лишь на праздники, когда была ещё жива поговорка «жить припеваючи» свидетельствовавшая о том, что алкоголь был едва ли не предметом роскоши. Глядя на происходящее сегодня, на молодёжь ставшую неразлучной с пивом и сигаретами, на пенсионеров затаривающихся водкой, на молодых мам несущих вино из магазина вместе с картошкой понимаешь, что если бы наши предки позволяли себе такое, то нас бы в этом мире сейчас по-просту не было: народ  давно бы исчез с лица земли.
     И всё-таки не все мы бараны, покорно бредущие куда укажут. Этим человек и отличается от животного: тем, что может мыслить и действовать самостоятельно, а не "как все".
      Помимо дурных традиций и ложных убеждений существуют ещё и совершенно конкретные физические лица - враги добивающиеся нашей гибели, в том числе путём спаивания. Интересно, что сами они на счёт алкоголя ни-ни..., при этом нам они усиленно внушают что эти самые ложные убеждения и дурные традиции едва ли не генетически нам присущи. Наглая ложь! Нам присуще естественное наше состояние - абсолютная трезвость с равнодушием к чужеродному веществу алкоголю.

 

Источники: лекция Кривоногова Краткий курс собриологии для учителей и школьников

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz