СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"КЛУБ УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ

"ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

Официальный сайт. Вся информация о деятельности организации, опубликованная в других источниках, как то: группы "В контакте" и тому подобная, не является официальной.

 

СТАТЬИ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

СГОО "К.У.С.Т. "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ЧТО ТАКОЕ "КЛУБ УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

УСТАВНЫЕ ЦЕЛИ "КУСТ "ТРЕЗВЫЙ СТАВРОПОЛЬ"

О МЕТОДЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТАБАЧНО-АЛКОГОЛЬНОЙ-НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ АКАДЕМИКА ШИЧКО

НАШ АРХИВ

Плакаты "Трезвого Ставрополя"

 

 

Хочешь помочь делу утверждения и сохранения трезвости?

- Размести наш баннер! html-код ЗДЕСЬ

 


.:.


Теория трезвости


Мораль  трезвости как  одна из базовых компетентностей человека

      Р. В. Распопов (ТюмГНГУ, каф. ТМПО)

      Процессы  воспитания и обучения, как и многие другие, связаны с интенсивной  интеллектуальной деятельностью. Требуют большого количества нервных ресурсов, ведь их результатом должно стать не простое механическое запоминание набора смысловых единиц, а формирование целостной системы знаний, умений и навыков. Это означает, что ученику (да и вообще любому человеку) необходимо иметь «исправный компьютер» – надежный и стабильно работающий мозг для правильной обработки большого количества информации и обеспечения всех психических процессов. К сожалению, современная информационная среда, в которой пребывает каждый человек (СМИ, Интернет, различные виды искусства), не только не способствует гармоничному развитию личности, ее интеллектуальных способностей, но зачастую является разрушительной по отношению, как к отдельному человеку, так и к обществу в целом [1]. Одним из проявлений этого воздействия можно назвать программирование людей на самоотравление различными интоксикантами (алкоголем, табаком и другими), которое исключает нормальное функционирование нервной и всех остальных систем организма. В этой ситуации вряд ли можно ожидать достижения высоких результатов в воспитании и обучении, т.к. необходимые для этого мозговые и другие ресурсы разрушаются на физическом уровне [2]. Причина кроется в отнимании Трезвости у человека.

      Трезвость – это естественное состояние  человека, данное ему от природы, с  ним он рождается. Однако в течение жизни под влиянием корыстных интересов трезвость у многих людей отнимается – их принуждают к самоотравлению алкоголем и табаком, одновременно заставляя ошибочно думать, что «пить» и «курить» – это их собственный выбор. Программирование на самоотравление различными интоксикантами начинается с детства, когда ребенок воспринимает и впитывает всю информацию, весь эмоциональный опыт, с которым сталкивается. В этом процессе активно участвуют средства массовой информации, преподнося, еще не сформировавшейся психике ребенка, образцы асоциального поведения, связанные с интоксикантами (алкоголем, табаком и другими), причем зачастую такое поведение подается как безальтернативное, которое в будущем молодой человек будет «выбирать по собственной воле». Как защитить детей от вредного информационного воздействия, от привития им стереотипов поведения, связанных с отравлением своего организма различными ядами? В терминах современного компетентностного подхода необходимо сформировать у человека компетентность в вопросах трезвости или, другими словами, мораль трезвости.

      Если  принять в качестве определения  «компетентности» знания, умения и навыки, обусловливающие способность субъекта к решению задач в определенной сфере деятельности, то понятие «морали трезвости» можно определить как знания, умения и навыки, позволяющие человеку:

      1. сохранить свое естественное состояние трезвости с рождения на протяжении всей жизни;

      2. утвердить в себе (вернуть себе) трезвость, в том случае, если она потеряна.

      Тогда становятся ясны цели процесса обучения в вопросах трезвости: сформировать у человека знания, умения и навыки, которые гарантированно помогут ему защититься от вредного информационного воздействия и не позволят отнять у него трезвость в угоду корыстным интересам.

      Более того, перед будущими учителями трезвости  стоит задача. Перевести знания о своем предмете из разряда «знаю» в разряд «применяю», т.к. часто можно слышать, что человек осведомлен о многих пагубных последствиях самоотравления алкоголем и табаком и даже «знает» для чего производятся и распространяются эти яды, однако не применяет это знание на практике и продолжает отравлять себя и окружающих.

      Одним из основных путей реализации компетентностного  подхода является разработка и внедрение  педагогической технологии формирования морали трезвости у учащихся начальной и средней школы, которая позволит создать инструментарий для гарантированного достижения целей учебного процесса [3].

      Нужно отметить, что вопросам трезвости  придавалось большое значение с  давних времен, зачатки морали трезвости можно найти в исламе и других религиях. В конце 19-го века над ее разработкой трудились ученые и врачи, а в 1909 году «Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством» признал необходимым «ввести обязательное преподавание начал трезвости в низшей и средней школе» [4]. Таким образом, до и после революции 1917 года уроки Трезвости были частью общеобразовательной школьной программы, что позволило вырастить и воспитать молодое поколение, привив ему понятия о ценности здоровья человека и понимание процессов, связанных со спаиванием населения [5]. Наверняка, это сыграло большую роль в жизни всего общества и явилось одной из причин успешного восстановления страны в тяжелейших условиях после двух масштабных войн и падения капиталистического режима.

      В текущих условиях высокого уровня спаивания  населения России, обусловленных  этим демографических, экономических  и других проблем возвращение  уроков Трезвости в общеобразовательную программу является насущной необходимостью. Компетентностный подход и педагогическая технология должны стать основой воссоздания системы знаний о Трезвости и методики ее преподавания на разных уровнях системы образования. 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      

  1. Броуди  Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. – М.: Поколение, 2007. – 304 с.

  2. Попов Л.Е. Пить или жить – вот в чем вопрос. (Научные основы трезвого образа жизни). – Новосибирск, 2000.

  3. Епишева О.Б. Технология профессионально ориентированного обучения (на основе деятельностного подхода): Проектирование технологических процедур достижения качества подготовки специалистов в профессиональном учебном заведении: учебное пособие по дополнительной образовательной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 130 с.

  4. Мендельсон А. Л. Учебник трезвости. – С.-Пб.: издание Российского Общества борьбы с алкоголизмом, 1913. – 150 с.

  5. Успенский С. Школа трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ. – М., 1914.

 

      Распопов  Роман Владимирович

      аспирант  Института Криосферы Земли СО РАН,

      студент ТюмГНГУ, каф. ТМПО

      romanraspopov@gmail.com

"БРОСИТЬ ПИТЬ И КУРИТЬ" ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО УНИЧТОЖИВ ПРОГРАММУ НА САМООТРАВЛЕНИЕ

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz